«Не Богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои, и добрые и злые, - Все было ложь в тебе, все призраки пустые: Ты был не царь, а лицедей». Такую эпитафию Федор Тютчев посвятил Николаю I (эпитафия — это надпись на надгробии, а также эпитафией называют стихотворение или изречение, написанное в связи с чьей-либо смертью). Николай I — внук Екатерины II и третий сын императора Павла I. После того, как император Александр I скоропостижно скончался в Таганроге, а второй брат Константин отрёкся от престола, императором Всероссийским пришлось стать Николаю I. Правил он очень долго, с 1825 по 1855 год. Историки критикуют Николая I за то, что он претендовал на роль собирателя земель и защитника всех православных народов, хотя свой собственный народ держал в рабстве. Причиной Крымской, или Восточной войны 1853-1856 годов были претензии российского императора Николая I на контроль над святыми местами в Палестине (храмом Рождества Христова в Вифлееме и церковью Гроба Господня в Иерусалиме), а также на то, чтобы стать официальным патроном православных верующих Османской империи. Началось всё с передачи ключей от Вифлеемского храма Рождества Христова в руки католического духовенства. Николай I оскорбился и отправил в Константинополь чрезвычайного посла с ультиматумом по поводу православных. Требование были проигнорированы, тогда, чтоб оказать давление на Турцию, Россия ввела войска в Молдавию и Валахию (юг современной Румынии). По итогам русско-турецкой войны 1828–1829 гг. в Адрианополе был подписан мирный договор, и России не следовало заходить на эти территории. Турция потребовала вывода русских войск, а потом объявила войну России. Сначала военные действия были успешны для России. Русские войска одержали ряд побед на Кавказе, наш Черноморский флот уничтожил турецкий флот при Синопе (северная Турция). Анна Тютчева, дочь поэта, восторженно писала в 1853г. в дневнике: «Сомнения нет, мы, Россия, на стороне правды и идеала: Россия сражается не за материальные выгоды и человеческие интересы, а за вечные идеи. Потому невозможно, чтобы она была побеждена, она должна в конце концов восторжествовать». Великобритания и Франция заметили, что у Турции недостаточно сил противостоять России, чтоб отстаивать территории по Адрианопольскому мирному договору, и в марте 1854 г. объявили России войну. Войска высадились в Крыму, нанесли ряд поражений российской армии и начали осаду Севастополя. «Вот 30 лет, как Россия играет в солдатики, проводит время в военных упражнениях и в парадах, забавляется смотрами, восхищается маневрами. А в минуту опасности она оказывается захваченной врасплох и беззащитной. В головах этих генералов, столь элегантных на парадах, не оказалось ни военных познаний, ни способности к соображению. Солдаты, несмотря на свою храбрость и самоотверженность, не могут защищаться за неимением оружия и часто за неимением пищи», — пишет Анна Тютчева в сентябре 1854г. После падения Севастополя военные действия фактически прекратились. Крымская война (1853-1856) закончилась поражением России и подписанием «Парижского» договора. Военная кампания, задуманная прославить мудрость и силу императора, привела к полному краху. Провозглашая цель защиты православных «братушек», Николай I забыл, что в его собственной стране, в России, более 20 миллионов человек находятся в настоящем рабстве. Ратуя за свободу балканских славян, Николай I как будто не замечал притеснения русских в России: русских крестьян продавали оптом и в розницу, и православные скрепы никого не защищали. Кроме того, притесняли до 20 миллионов староверов, верных Древлеправославным канонам. Николая I умер до формального окончания военных действий. Его время историки оценивают как эпоху псевдоправославной тирании, принёсшей горе и разорение своему собственному народу. Почему при изучении школьной истории у меня сформировалось отчётливое представление о том, что Россия всегда только побеждала? Приходится учить историю заново. Анна Тютчева - дочь поэта Федора Тютчева - была фрейлиной при дворе Николая I и Александра II. Имея литературный талант, доставшийся, видимо, от отца, она оставила очень интересные дневники, охватывающие период с 1853 по 1882 год. По ним можно проследить, в частности, отношение придворного общества к Крымской войне и её результатам. Вот буквально несколько записей. 4 октября 1853 года Судя по последним известиям из Константинополя, война неминуемо должна разразиться. ... Итак, предстоит война, несмотря на все человеческие усилия предотвратить ее, несмотря на официозное вмешательство западных держав в наши дела, несмотря, наконец, на умеренность имп. Николая, — война в осуществление того предсказания, которое предвещает на 54 год освобождение Константинополя и восстановление храма Св. Софии. Возгорится страшная борьба, гигантские и противоречивые силы вступят между собой в столкновение: Восток и Запад, мир Славянский и мир Латинский, православная церковь в борьбе не только с Исламом, но и с прочими христианскими исповеданиями, которые, становясь на сторону религии Магомета, тем самым изменяют собственному жизненному принципу. Ум, пораженный ужасом, с тоской спрашивает себя, каков будет исход этой борьбы между двумя мирами. Сомнения нет, мы, Россия, на стороне правды и идеала: Россия сражается не за материальные выгоды и человеческие интересы, а за вечные идеи. Потому невозможно, чтобы она была побеждена, она должна в конце концов восторжествовать. Как справится она тогда с тем великим наследием, которое ей выпадет на долю, окажется ли она на высоте своей великой исторической судьбы или отступит перед разрешением задачи, равной которой еще не было в истории? При одной мысли об этом кружится голова. Неужели, как постоянно и в прозе и в стихах повторяет мой отец, неужели правда, что Россия призвана воплотить великую идею всемирной христианской монархии, о которой мечтали Карл Великий, Карл Пятый, Наполеон, но которая всегда рассеивалась как дым перед волей отдельных личностей? Неужели России, такой могущественной в своем христианском смирении суждено осуществить эту великую задачу? N.B. Мне было 24 года, когда я писала эти строки, и я была дочерью поэта, вдохновленного историческими судьбами России. 24 сентября 1854 года Моя душа полна отчаяния. Севастополь захвачен врасплох! Севастополь в опасности! Укрепления совершенно негодны, наши солдаты не имеют ни вооружения, ни боевых припасов; продовольствия не хватает. Какие бы чудеса храбрости ни оказывали наши несчастные войска, они будут раздавлены простым превосходством материальных средств наших врагов. Вот 30 лет, как Россия играет в солдатики, проводит время в военных упражнениях и в парадах, забавляется смотрами, восхищается маневрами. А в минуту опасности она оказывается захваченной врасплох и беззащитной. В головах этих генералов, столь элегантных на парадах, не оказалось ни военных познаний, ни способности к соображению. Солдаты, несмотря на свою храбрость и самоотверженность, не могут защищаться за неимением оружия и часто за неимением пищи. В публике один общий крик негодования против правительства, ибо никто не ожидал того, что случилось. Все так привыкли беспрекословно верить в могущество, в силу, в непобедимость России. Говорили себе, что, если существующий строй несколько тягостен и удушлив дома, он по крайней мере обеспечивает за нами во внешних отношениях и по отношению к Европе престиж могущества и бесспорного политического и военного превосходства. Достаточно было дуновения событий, чтобы рушилась вся эта иллюзорная постройка. В политике наша дипломатия проявила лишь беспечность, слабость, нерешительность и неспособность и показала, что ею утрачена нить всех исторических традиций России; вместо того чтобы быть представительницей и защитницей собственной страны, она малодушно пошла на буксире мнимых интересов Европы. Но дело оказалось еще хуже, когда наступил момент испытания нашей военной мощи. Увидели тогда, что вахт-парады не создают солдат и что мелочи, на которые мы потеряли тридцать лет, привели только к тому, что умы оказались неспособными к разрешению серьезных стратегических вопросов… 19 марта 1856 года Вышел манифест о мире, и в церквах служили молебны. Этот манифест, как и все остальные за время этой войны, написал Блудов. Он удачно составлен, но кого хотят они обмануть и кого им удастся обмануть? Не лучше ли в унижении со смиренным достоинством опустить голову, чем афишировать самоуверенность, которой нет в сердце. В унижении, глубоко и по-христиански воспринятом, уже есть начало возрождения, но увертки никогда ни к чему не приводят. Правду, всю правду, одну правду!.. https://www.litmir.me/bd/?b=242653